Каналармейцы, Сталин дал приказ!

О трагических судьбах тех, кто участвовал в строительстве одного из крупнейших гидротехнических сооружений советской эпохи, канала Москва — Волга.

YOlkin.-Plakat-Kanal-Moskva-Volga-otkryt-821x1200

Ровно 80 лет назад, 2 мая 1937 года у Кремлевской набережной пришвартовались два новых, сияющих свежей краской пассажирских теплохода. Это были первые суда, прошедшие по только что построенному каналу Москва-Волга — одному из крупнейших гидротехнических сооружений советской эпохи. На первом теплоходе, который, естественно, назывался «Иосиф Сталин», прибыло в Москву руководство строительства. Казалось бы, его должен был ждать торжественный прием, однако ничего подобного не произошло, а сами пассажиры выглядели испуганно и подавленно.

Дело в том, что еще в ночь с 28 на 29 апреля, на одной из промежуточных остановок, на борт взошла команда вооруженных сотрудников НКВД и неожиданно для всех арестовала главного виновника торжества (впрочем, это слово уже можно взять в кавычки) — начальника Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитлага), старшего майора госбесопасности Семена Фирина. Именно он на протяжении четырех лет являлся непосредственным руководителем огромной стройки, на которой трудилось в общем счете более 200 тысяч заключенных «каналоармейцев» под охраной нескольких тысяч сотрудников НКВД.

Арестом Фирина дело не ограничилось. 1 мая, в день международной солидарности трудящихся, был взят под стражу начальник Волжского участка строительства, капитан госбезопасности Сергей Быховский. 6 мая забрали главного архитектора Дмитлага Иосифа Фридлянда и начальника строительного отряда Анушевана Лазарева. 11 мая арестовали сотрудницу культурно-воспитательнго отдела (КВО) Дмитлага Лидию Могилянскую и скульптора Галину Левицкую, чьи работы до сих пор украшают шлюзы, пристани и берега канала.

17 и 18 мая за ними последовали работники лагерной газеты «Перековка» и журнала «На штурм трассы» Давид Виленский, Николай Жигульский и Павел Лухтикер, а также — инструктор по национальной работе КВО Исмаил Шир-Ахмедов и начальник одного из участков Дмитлага Михаил Брилев. Через два дня арестована жена Брилева, работавшая кассиршей в парикмахерской города Дмитрова.

26-30 мая арестован начальник отряда бетонщиков Николай Ефремов, жена Семена Фирина Софья Залесская, руководитель центральной агитбригады КВО Игорь Терентьев и ответственный секретарь журнала «На штурм трассы» Роман Тихомиров.

4 июня арестован начальник центральной художественной мастерской Управления строительства, выдающийся художник и скульптор Глеб Кун — автор скульптуры «Водный путь», установленной у Северного речного вокзала Москвы.  А вскоре после него арестовали молодого талантливого художника Константина Соболевского, работавшего под руководством Глеба Куна.

Кроме того, в июне арестовали начальницу женского строительного отряда Галину Тасарскую, командира дивизиона охраны Бориса Кравцова и начальника архитектурной мастерской Петра Козырева. Всего же по «делу Фирина» было репрессировано 228 человек — почти всё руководство строительства канала Москва-Волга и большинство творческих работников системы Дмитлага. Всех их расстреляли без суда по стандартному для 1937 года обвинению в «контрреволюционной деятельности».  Уцелели буквально единицы, например, главный инженер канала Сергей Жук и несколько начальников участков.

Историки до сих пор ищут хоть какое-то логичное объяснение того факта, что руководство страны столь «щедро» наградило людей, обеспечивших успех одной из главных «сталинских строек» и жизненно необходимого для Москвы объекта. Одна из версий — стандартна: эти люди слишком много знали о жутких условиях, царивших в Дмитлаге, и об огромной смертности строителей-заключенных, которую скрывала официальная статистика. Ну а самый надежный способ заставить человека хранить тайны известен с древних времен.

Однако эта версия не выдерживает критики, так как по окончании строительства были амнистированы и распущены по домам заключенные Дмитлага с уголовно-бытовыми статьями — порядка 55 тысяч человек. Разумеется, они могли рассказать всем и каждому о том, что видели, а потому не было никакого смысла убивать две сотни секретоносителей. Тем более, что многие из этих секретоносителей были реально ценными кадрами, обладавшими организационными способностями и творческим потенциалом.

Есть и более конспирологическая гипотеза, состоящая в том, что Сталин якобы испугался созданной Фириным мощной организации с тысячами вооруженных охранников и десятками тысяч «прикормленных» зэков, которых он мог использовать для попытки государственного переворота.  В пользу этой гипотезы говорит то, что отношение Сталина к руководству Дмитлага резко изменилось после совершенной им 22 апреля 1937 инспекционной поездки по строительным объектам.

Неизвестно, какие мысли возникли в голове диктатора во время этой «экскурсии». Известно только, что никаких претензий к Фирину и его подчиненным Сталин не высказал и выглядел вполне довольным, однако, буквально через неделю начались аресты. Можно только гадать, была ли тут какая-то связь, и если была, то в чем она заключалась. В общем, сколько бы ни выходило книг и статей, посвященных зловещим тайнам 1937 года, а тайн этих меньше не становится. И я не уверен, что они когда-нибудь будут разгаданы.

В статье использованы материалы и иллюстрации с сайта moskva-volga.ru


b1ce2e01d2177cb4121e4da389a42081

Первые теплоходы, пришедшие в Москву по каналу Москва-Волга.

98495_original

Карта-схема канала из посвященной ему экспозиции в Долгопрудненском историко-художественном музее.

Zemlyu-bystro-i-legko-razgruzhali-005-2

Рабочие на строительстве канала. Интересно, что тачки — подписаны. Воровали их, что ли? Или за каждым «агрегатом» был закреплен ответственный работник?

0_dd6b4_65c325a1_XXXL

Под музыку работа спорится.

0_dd6b2_5da66ef8_XXXL

А охрана — бдит.

0_5ada0_ae53bf6f_XXXL

Элита Дмитлага. Интересно, кто-нибудь из этих людей пережил годы «большого террора»?

0_d07ce_1fcbd4ca_XL

Слоган «От жаркой работы тает срок» родился на строительстве канала Москва-Волга и потом разошелся по всей системе ГУЛАГа. Слева — плакат Глеба Куна, а справа — Константина Соболевского.

20120107004754-9d49e743

Еще два выразительных «каналоармейских» плаката Соболевского. Этот художник был расстрелян в сентябре 1937 года, в возрасте 25 лет.

0_b4d51_71e86fc3_XL

Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов во время поездки по объектам Волгостроя 22 апреля 1937 года. Справа — тот же снимок, отретушированный после расстрела Ежова. Советский «фотошоп» был суров и беспощаден к врагам народа.

Firin-S.-1937

Начальник Дмитлага Семен Фирин, его заместитель Сергей Пузицкий, начальник Управления строительства канала Москва-Волга Лазарь Коган и сменивший Фирина на посту руководителя Дмитлага Зиновий Кацнельсон. Все, кроме Когана, расстреляны в 1937 году. Когана расстреляли в 1939-м.

98a76a09c0fbt

Секретная подписка о неразглашении, которую в обязательном порядке давали все вольнонаемные сотрудники Волгостроя, вплоть до уборщиц.

Источник: http://vikond65.livejournal.com/622028.html (12 переходов)

Похожие статьи

  • Мебель в СССР
    Давно хотел написать пост о том, какой в СССР была мебель. Квартира моих родителей примерно до середины 1990-х годов была обставлена типичной советской «массовой» мебелью...
  • Социальная реклама в СССР
    Социальная реклама в СССР, сразу даже не понять о чём будет концовка...) Перед основным фильмом всегда показывали разные киножурналы, Ералаш, и вот такие ролики.
0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Яндекс.Метрика