«Евровидение» 2017. Брат и сестра победители.



Странное дело, на скандальном музыкальном конкурсе победила хорошая песня. Без сногсшибательных в прямом и переносном смысле эффектов.
27-летний Собрал с детства страдает тяжёлейшим пороком сердца. Ради него руководство конкурса нарушило правила, разрешив появиться в самый последний момент к генеральному прогону и старту полуфинала. В случае незапланированных ситуаций его должна была заменить родная сестра.
Музыка, слова, певец, сестра. А мне-то что? Не джаз ведь.

Стоп, стоп, стоп. Джаз, запоминающаяся фамилия…
   
Сестра Салвадора португальская певица Луиза Собрал — автор победившей песни-баллады Amar pelos dois («Любить за двоих»).
О брате-победителе будет море публикаций. А я вспомню об его потрясающей сестре, соучастнице победы.
2014-й год. Эйлатский зимний джазовый фестиваль. Очаровательная молодая женщина в сине-чёрном стильном платье. Ярко красная помада на губах, дерзкий взгляд, красивый голос, чёртики в глазах.
И ярчайший концерт.
 
Луизе 30 лет, родилась в Португалии, в Лиссабоне. Должен сказать, что португальский джаз не очень доминантен на мировой сцене, но весьма своеобразен и интересен. С 16-ти лет Луиза начала выступать со своими песнями, после переехала в Нью-Йорк и продолжила постижение джазовых наук в престижном колледже Беркли.
Обладательница интересного голоса, автор и исполнительница песен на португальском и английском, играет на гитаре и арфе, да просто хороша собой. Соединив и вобрав в исполнительский стиль музыку своих кумиров Эллы Фицджеральд, Бьорк, Чета Бейкера, Битлз, Билли Холидей, Собрал стала украшением конкурсов и фестивалей, завоевав множество наград. В течение четырех лет учёбы в Бостоне она была номинирована в категории «Лучший джазовый артист» и Лучшая джазовая песня» на Hollywood Music Awards (2008), «International Songwriting Competition»  (2007) и даже «The John Lennon Songwriting Competition» (2008). В 2011-ом вышел дебютный альбом певицы The Cherry On My Cake.       

День после концерта. 11:00. Ложащиеся спать в пять после горячей всенощной джема не станут спорить с тем, что это раннее утро. Мастер класс Луизы Собрал. Будничная сцена без спотов и клубов дыма. Фестивальный праздник ещё сладко спит. Сонные зрители лениво заполняют зал. На высоком стуле сидит девушка в простом платье с чёрными сердечками и что-то тихо мурлыкает, подыгрывая на гитаре. Ни яркой помады, ни особой косметики.
Вот только чёртики в глазах всё те же.
 
Вот так «с чёртиками в глазах» и попутешествуем меж двух миров. От ярких концертных фотографий к неторопливой беседе утра следующего дня.
Концерт начинается…


— Я думаю о голосе не как певица, а как исполнитель, сочиняющий музыку и тексты.
                                   
— Баловство со словами на фоне придуманной мелодии рождает текст песни. А языковая среда и чтение книжек помогают. В Америке я читаю, разговариваю и пишу только на английском, а в Португалии — на португальском. Мне нравится преодолевать сопротивление материала. Ведь «португальский португальский» очень тяжёл для песен,  в отличие от мелодичного бразильского.
«Девочка-кошечка» звонким и вкрадчивым  голосом начинает петь что-то, очаровывая зал. Песни написаны самой Луизой. Обычную гитару сменяет маленькая, маленькую — банджо, банджо — арфа. Ярко, красиво, музыкально. Джаз ли это? Возможно. Размышлять на эту тему не хочется, когда тебя очаровывают всё больше. Песни радуют, смешат.
— Нужно сперва научиться играть джаз, а после всё забыть. Мастерство должно быть не в голове, а в пальцах.
         
- Безусловно, в моих песнях есть элементы фолк-музыки, но я никогда не выступаю на фолк-фестивалях.
     

— Любимая певица — Билли Холлидей.
             

— Зритель не должен видеть каким нелёгким трудом даётся исполнителю песня. Суть слов важнее способа исполнения. Образцом прямого попадания в сердце зрителя для меня является Том Уэйтс. Или Чет Бейкер...
 
Глаза сверкают. И вдруг — грусть. Нарядные туфельки летят куда-то в сторону. Песня об умерших дедушке и бабушке. Она помнит их весёлыми, и, поэтому, песня печальная. Вот такая обратная логика. И правда, масло не должно быть масляным. Босая Луиза в странном танце-песне-воспоминании начинает кружиться по сцене с вовсе не театральными слезами на глазах.
Всё написанное условно делю на три группы:
— первая — песни о себе, основанные на личном опыте. Некое подобие дневника. Это довольно болезненный процесс. Когда исполняю их на концертах, то почти плачу, а голос начинает дрожать.
             

— вторая — о  персонажах вымышленных. Я как будто вселяюсь в чужое тело. И уж тут стараюсь выбрать кого-то, совсем на меня не похожего. Например, героем песни может стать умирающий старик-мизантроп,  никому не нужный неудачник.
Или превращаюсь в парня, безнадёжно влюблённого в девушку. Некое подобие шизофрении? Возможно. Но такое раздвоение личности мне нравится.
               

— и третья — просто рассказ о ком-то. К примеру, песня об японской девочке, выжившей после того страшного цунами. Рассказанную в ней историю увидела по телевизору. Впервые плакала, слушая новости.
                   
 
— Актёрствую ли на сцене? Когда-то пришлось совершить выбор между театром и музыкой. При этом не люблю музыкальный театр. Часто он олицетворяет фальшь на сцене.
         

- Много читаю. Единственная проблема — могу с лёгкостью заснуть после одной страницы. Но, проснувшись, неутомимо продолжаю.
 
«Смешная девчонка» Луиза Собрал легко и очаровательно заканчивает концерт.
       
— Моя саркастичность уходит корнями в семейные традиции. У нас в семье принято шутить друг над другом. Даже устраиваем соревнования по этому «виду спорта».
— Я не типичный музыкант. Не люблю тусовок. Спиртного вообще не употребляю. Не курю. Рано отправляюсь на боковую и много и сладко сплю.
   
— Перед концертом стараюсь не переедать. Немного сыра, томатный сок, апельсины. А вообще, я несчастная вегетарьянка, не любящая молоко. Только в гостях у родителей позволяю себе расслабиться и объедаться хорошей едой.
 
Пройдут дни, мы будем вспоминать прошедший фестиваль, именитых джазменов, покорявших нас мощью своего таланта. И среди них — экзотическую португальскую бабочку.
                         
Так закончил я три года назад свой рассказ, не подозревая, насколько окажусь прав, дамы и господа.

 

Источник: http://luckyed.livejournal.com/205897.html (18 переходов)

0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Яндекс.Метрика